Русские традиции связанные с берёзой
Для русского человека
нет дерева роднее, чем береза. В стародавние времена на
Руси березу считали "своим тотемом, родоначальницей и
покровительницей". Русская береза -символ России.
Когда-то березу называли "деревом четырех дел":
Грамоту русский народ осваивал на бересте, освещаемой
березовою же лучиной. "Крик" в деревнях от тележного
скрипа утишался березовым дегтем, да и отвары из почек
березы давались младенцам "от крику".
Стоит дерево, цветом зелено, в этом дереве три угодья:
первое - больным на здоровье, второе - от тьмы свет,
третье -людям колодец.
Старинная эта загадка тесно связана с крестьянским
бытом. Париться березовым веником - больным на здоровье,
освещать жилище лучиной - от тьмы свет, утолять жажду
березовым соком - людям колодец.
В старину у славян год
начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не
елью, как теперь, а березой. В это время земледельцы
приступали к сельскохозяйственным работам, а береза
распускалась первой зеленью, отсюда и древнерусское
название марта или апреля - березозол. На юге, где весна
наступала раньше, березозолом называли март, а на
севере, куда весна приходила позднее, - апрель.
Березозол-март был первым месяцем года до XV века, потом
русский календарь был перестроен, а вариант названия
сохранился в украинском языке, где март называют
березенем.
Из древних летописей
известно, что в те времена, когда славяне верили в
лесных, водяных и небесных духов, была у них главная
богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех
богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного
белого дерева - березы. Позднее в славянской мифологии
береза почиталась как женский символ во время весеннего
праздника Семика (семицкая береза).
Зеленые Святки, или
Семик, - праздник подрастающих семян, молодой листвы,
первых цветов. В эту "русальную неделю", когда
начиналось лето красное, веселье не утихало ни ночью, ни
днем. Похороны русалок, Похороны кукушки, Похороны
Костромы - этими ритуалами прощались с весною, а
наступившее лето олицетворяла береза. Ее ветками
украшали жилища.
Березку часто рядили в
девичье платье: надевали кофту, юбку, фартук, на голову
платок или кокошник, - и называли такое заплетенное
дерево Девичьей красой. Или березу как символ
женственности изображала самая красивая девушка,
украшенная березовыми ветками с листвой. Вокруг нее
водили хороводы.
Срубленную березу (которую называли в разных местах
по-разному: кума, гостейка, семик, куст, баба, красота)
носили по селу и при завершении обряда бросали ее в
воду, в овраг, в костер (то есть "провожали березку" или
"хоронили" ее).
Девушки просили у
березы доли, умывались березовым соком для красоты и
здоровья. Береза воспринималась как существо живое,
могущественное, способное исполнять желания. Девушки
несли березе в лес яичницу, пироги, усаживались под
деревом, съедали принесенное и обращались к березе с
заветными просьбами. Из ее веток плели венки. В Тюмени
березку "кормили" в каждом доме. Верили, что та из
девушек, которая в Семик сядет в тень березы, непременно
в этом году выйдет замуж.
Ученые предполагают,
что происхождение майских обрядов с почитанием первого
распустившегося дерева связано с развитием земледелия.
Эти обряды имели магический смысл: земледелец как бы
брал плодородную силу у первого распустившегося дерева и
передавал ее засеянным полям.
В Семицкую неделю
поминают усопших и совершается обряд крещения кукушек
(древние верования рисуют человеческую душу в образе
кукушки; в народных украинских песнях кукушка прилетает
горевать над умершим; она - олицетворение сердечной
печали по покойникам; в свадебной песне невеста-сирота
посылает кукушку за своими умершими родственниками,
чтобы они пришли с того света благословить ее на новое
счастливое житье). Девицы приходят в рощу, отыскивают
две плакучие березки, надевают на них венки из цветов,
нагибают деревца и связывают их ветви разноцветными
лентами, платками и полотенцами в виде венка; над венком
кладут траву - кукушку или рукодельное чучело птицы, а
по сторонам привешивают кресты. Две девицы, желающие
покумиться (крестить кукушку), должны обойти вокруг этих
берез - одна навстречу другой, потом трижды поцеловаться
сквозь венок и сквозь венок же передать друг дружке
желтое или красное крашеное яйцо. Хоровод в это время
поет:
Ты кукушка ряба, Ты кому же кума? Покумимся, кумушки,
Покумимся, голубушки!
Названные кумушки обмениваются крестами и кольцами, а
"кукушку" разделяют на три части и хранят у себя на
память о кумовстве. Затем всегда следует веселое
пиршество, необходимой принадлежностью которого бывает
уже упоминавшаяся яичница. Те, которые покумились на
Семик, ходят на Троицын день развивать венки или бросать
их в воду, при этом поют:
Раскумимся, кумушки!
Раскумимся, голубушки! Да йо, йо - Семик да и Троица!
У всех славянских, прибалтийских и германских народов
береза - символ света, сияния, чистоты, женственности,
иногда дерево начала. Славяне вообще считали березу
главным, мировым деревом, опорою всей земли, о чем и
говорится в старинном ритуальном заговоре:
На море на окияне, на острове Кургане, стоит белая
береза, вниз ветвями, вверх кореньями...
Подобный остров
(иногда его называют Буяном), кстати, фигурирует в
древних мифах индоевропейских народов (III тысячелетие
до нашей эры - I тысячелетие нашей эры). В этих мифах
упоминаются Рипейские горы, входившие, по мнению древних
греков и римлян, в грандиозную систему Кавказских гор.
Согласно данным античных карт (Эратосфена, Агриппы и
позднее, вплоть до времен готского историка Иордана, V
век нашей эры), Кавказ опоясывал большую часть земного
круга: от Индийского моря и до Черного моря, и далее -
до Дуная, а на севере к нему примыкали Рипейские горы.
Одна из Рипейских гор носила название Березань. Эта
Березань - райская местность, а также - название
острова, подобного острову Буяну, либо - Атлантиде. На
острове (горе) Березани растет солнечная береза вниз
ветвями и вверх кореньями. Позднее исследователи местом
расположения Рипейских гор считали и другие недоступные
места, обычно край света: на Крайнем Севере, или на
востоке, а также на западе. Такое положение рая имело
определенный смысл: рай находится - за пределами
досягаемости, в духовном, а не в материальном мире.
Во второй половине XIX века на бересте писали и
приколачивали к деревьям прошения лешим: вернуть,
например, заблудившуюся коровушку, подвести под ружье
охотнику дичь, помочь не заплутаться, когда девки пойдут
по малину. Сходная обрядовая роль руны со значением
"береза" известна у древних германцев, главный бог
которых - Один -пригвоздил себя к мировому дереву, с
тем, чтобы обрести знание рун.
В народной традиции
береза может выступать как счастливое дерево,
оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с
женскими демонами и душами умерших.
Поверья о полезных и вредоносных свойствах березы
сосуществуют у восточных и западных славян в одних и тех
же регионах. На Мазурах и в Вармии (Польша) березу
считали вместилищем духов - поэтому в нее так часто бьет
молния; в других селах она оценивалась как счастливое
дерево, приносящее здоровье и добро. В ряде случаев в
Полесье запрещалось сажать березу рядом с домом, чтобы
на хозяев не напали болезни, чтобы не вымерла семья (или
по другим причинам - береза часто "плачет"; в нее часто
бьет гром). Согласно карпатским поверьям, если женатый
мужчина посадит березу во дворе, то кто-нибудь из семьи
умрет. На Русском Севере место, где когда-то росли
березы, признавалось несчастливым, на нем не ставили
новый дом. В районе Сольвыче-годска избегали
пользоваться березовыми дровами и не жгли бересту,
считая, что от этого заводятся клопы.
|